Основатель бренда Kenzo, самый известный парижанин японского происхождения, дизайнер и парфюмер, 78-летний Кензо Такада, привез в Москву обновленный аромат и модную коллаборацию, а мы поговорили с ним о вечных ценностях и переменах в мире.
Как вы думаете, c глобализацией — какие сложности и какие преимущества появились у дизайнеров?
Я стараюсь видеть новые возможности, но иногда ностальгирую по тем временам, когда я начинал в Париже. Сейчас все поменялось: способы ведения бизнеса, вкусы и предпочтения. Всего стало больше: информации, продукта, выбора. Но найти в этом многообразии что-то действительно новое очень сложно. Где бы вы не находились — в России или в Японии, — нужно мыслить глобально. Смотреть на весь мир как на рынок.
Кто из современных дизайнеров близок к тому креативному уровню, который был у вас во времена шапито? (В 1978 году один из самых ярких показов Kenzo прошел в шатре цирка-шапито — прим. редакции)
Пьерпаоло Пиччоли из Valentino, он великолепен! Аззедин Алайя всегда идеально работает, я его очень уважаю. Эди Слиман — лучший в мужском сегменте: он ничего нового не придумал, но полностью переработал силуэт. Карл Лагерфельд столько лет на высоте – это уникальный человек.
Вы создали почти сотню ароматов. Возможно, вы знаете, что в 90-е в России все душились Kenzo – и мужчины, и женщины. Это было какое-то помешательство…
Я знаю, о чем вы. Мужскую версию я, наверное, только года три назад сам перестал использовать. Это был очень свежий, морской аромат с нотками бамбука. Я его сконструировал из своих детских воспоминаний о Японии.
А как появился ваш первый аромат?
Я открыл первый бутик в 1970-м, и через пять-шесть лет начали поступать предложения о коллаборации, но они мне были не интересны, потому что это была другая вселенная. Я «сломался» в 1979-м году. Мы сделали первый аромат King Kong. Это был полный провал, и я опять отодвинул эту идею.
Чем пахнет «Кинг Конг»?
Это был очень резкий, очень сильный аромат, пряный. Я был молод, «провокация» — было мое любимое слово.
Но позже все получилось?
Настоящее погружение в мир ароматов началось в 85-86 годах, когда мы создали для этого отдельную команду. И в 1987-м, если я не ошибаюсь, мы выпустили первый аромат. И потом ароматы выходили регулярно. Мне повезло, собралась замечательная команда людей, которые помогли мне разобраться.
Как появился аромат Avon Life?
У меня давно была идея создать легкий парный аромат, и я начал делать наброски. В первый раз я полетел в Нью-Йорк в феврале. И как-то все совпало — в мае-июне у нас был макет флакона, все развивалось очень быстро. Команда Avon мне очень помогала, нам удалось сохранить и качество, и роскошь.
Какого ощущения от аромата вы хотели добиться?
Это очень свежий аромат родом из Японии, который как будто сохраняет радостные воспоминания о красивых местах, где вы побывали. В женском варианте – это водная лилия, фиалка и ирис, в мужском есть ноты черного перца и кедра. Аромат очень сексуальный. В Японии из кедра строят дома — он просто повсюду.
А у вас есть любимые места, куда вы любите возвращаться? И где вы провели последний отпуск?
Я до сих пор люблю Париж – музей д'Орсе, где был первый показ, и современный Fondation Louis Vuitton (там прошла прекрасная выставка русского коллекционера Сергея Щукина). Часто возвращаюсь в Японию – с возрастом меня все сильнее тянет туда. Я обожаю японскую кухню. Летом я был в Греции и прошел на яхте все острова. Недавно вернулся из Турции, с южного побережья. Мне очень нравится отдыхать на яхтах.
Какой лучший совет вам дали в жизни?
Быть проще, честнее и радоваться тому, что делаешь.
Фото: Пресс-материалы, Getty Images