Фестиваль появился спонтанно, совсем по-итальянски. Владельцу отеля Excelsior на Лидо, графу Джузеппе Вольпи де Мизурата, понравилась идея сделать свое владение еще более светским. Поэтому в фонд Венецианской биеннале, который существовал с 1895 года, включили еще один вид искусства — кино. Сначала, правда, без жюри и конкурса — отсюда его итальянское название «Мостра» («выставка, смотр»). Позднее в Венеции стали вручать награды: кубки Вольпи в честь графа-основателя, которыми сегодня награждают самых талантливых актеров и актрис. Главный приз носит название «Золотой лев» — символ святого Марка, покровителя Венеции, запечатленного на городском флаге.
Венецианский кинофестиваль, как и любое событие, связанное с киноиндустрией, не обошелся без скандалов. В 1933 году здесь показали фильм Густава Махаты «Экстаз», в котором актриса Хедвиг Кислер купалась обнаженной, что вызвало решительную критику папы Римского, а у зрителей — шок. Кислер сбежала в Штаты, где под псевдонимом Хеди Ламарр сделала карьеру в Голливуде. В самый разгар фашистского режима, в 1937 году, фестиваль неожиданно наградил антивоенную картину Жака Ренуара «Великая иллюзия», в которой к тому же играла изгнанная из Германии Марлен Дитрих, открыто критикующая власти.
После Второй мировой войны Мостра потребовала реорганизации. Ее директор Джан Луиджи Ронди решил сделать из кинофестиваля гламурное событие, а заодно и удовлетворить потребности отдыхающих здесь великосветских туристов. Днем они могли нежиться на пляже, а вечером — посещать кинопремьеры и любоваться звездами мирового кино. Передовые режиссеры посчитали эту идею антитворческой. Лукино Висконти, Бернардо Бертолуччи и Марко Беллоккьо высказывались за то, что фестиваль должен стать «смотром высокого искусства», а не коммерческим мероприятием. Сегодняшняя Мостра объединила обе идеи. Каждый год в Венецию приезжает звезд не меньше, чем в Канны. Кинорынка и продаж картин здесь нет и поныне, а фильмы считаются самыми артхаусными среди трех главных европейских киносмотров.
У Венецианского кинофестиваля есть свои достижения. Например, первая женщина получила высшую награду кинофестиваля именно в Венеции (немка Маргарета фон Тротта забрала «Золотого льва» в 1981 году за «Свинцовые времена»). Для сравнения, «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля австралийке Джейн Кэмпион за картину «Пианино» вручили лишь 12 лет спустя. У легендарного Ингмара Бергмана никогда не было каннской награды, зато он был счастливым призером в Венеции. Именно здесь сделали свои первые шаги Микеланджело Антониони, Федерико Феллини, Пьер Паоло Пазолини, Бернардо Бертолуччи, Лукино Висконти и их зарубежные коллеги: Акира Куросава, Робер Брессон, Луис Бунюэль и Андрей Тарковский.
Кстати, к фильму-победителю «Иваново детство» Тарковского сценарий писал Андрей Кончаловский, который с тех пор регулярно участвует и побеждает в Венеции. На этот момент у Кончаловский пять наград киносмотра в Венеции за картины «Рай», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», «Дом дураков» и «Первый учитель».
В 2016 году в Венеции впервые показали ленту Дэвида Хансена «Иисус VR: История Христа», снятую в формате виртуальной реальности. Каннским ответом на венецианский эксперимент в мае 2017 года стала работа Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Плоть и песок». Организаторы Мостры не растерялись и организовали целую секцию VR с конкурсом и призами.
В этом году на острове Лидо пройдет 76-й кинофестиваль. Открытие состоится, как и прежде, в построенном в конце 1930-х Palazzo del Cinema. Основные вечеринки планируются в отеле Excelsior, а конференции для прессы и фотосессии — в бывшем казино.
Звезды и представители киноиндустрии проживают в Excelsior, но особенные голливудские гости предпочитают Cipriani. Этот отель находится в менее доступном для поклонников месте, на острове Джудекка. В последнее время также стал популярен JW Marriott, добраться до которого еще сложнее — он расположился на острове между Джудеккой и Лидо.
Открытие и закрытие киносмотра празднуют на пляже и террасах отеля Excelsior. Для некоторых вечеринок арендуют панорамную террасу старинного семейного отеля Danieli, с которого открывается захватывающий дух вид на монастырь Сан-Джорджио Маджоре работы Андреа Палладио.
Главным спонсором кинофестиваля вот уже много лет является швейцарская компания Jaeger-LeCoultre. Обладателям «Золотого льва» и кубков Вольпи вручаются уникальные серии часов Reverso с выгравированным на них львом — эмблемой фестиваля. Кроме того, Jaeger-LeCoultre организовывает специальную премию Glory to the Filmmaker («Слава режиссеру»).
После торжественных событий узкий круг гостей приглашают на ужин. Частные суаре часто проходят в отеле Bauer, что недалеко от площади Сан-Марко. Представители модной индустрии предпочитают дворец Palazzina Grassi, оформленный известным дизайнером Филиппом Старком. Несколько лет назад Jaeger-LeCoultre арендовала для торжественного ужина знаменитый палаццо начала XVI века — школу Сан-Рокко (Scuola Grande di San Rocco) с фресками Тинторетто, Анджели и Фумиани, в реставрации которых они участвовали.
А вот отель Des Baines на Лидо, в котором в 1929 году ушел из жизни Сергей Дягилев и где Лукино Висконти в 1971 году снимал картину по роману Томаса Манна «Смерть в Венеции», спасти не удалось. Здание закрыто и огорожено плотным забором.
Но Венеция — это большой музей под открытым небом. Даже если фестиваль проходит на одном из ее островов (а их, между прочим, 118), весь город на десять дней находится в распоряжении гостей.
Смотрите и читайте Tatler там, где вам удобно: у нас есть YouTube, Instagram, Facebook, VKontakte, Twitter и Яндекс.Дзен.
Чтобы не потерять нас в потоке информации, подпишитесь на нашу персонализированную email-рассылку.
Фото: GettyImages