Сказка о потерянном времени: «Северный ветер» Ренаты Литвиновой в МХТ им. Чехова

Для первой театральной постановки Литвинова собрала команду мечты: музыка Земфиры, костюмы Гоши Рубчинского, «ансамбль» актеров разных поколений и ее собственное чувство прекрасного.
«Северный ветер» МХТ им. Чехова театральный дебют Ренаты Литвиновой

Первая режиссерская работа Ренаты в театре — о любви, смерти и потерянном времени. И, конечно, в МХТ им. Чехова — театре, на сцену которого Рената выходила не раз. В 2004-м дебютировала с Раневской в «Вишневом саде» Александра Шапиро, затем были роли у Бишофберже в спектаклях «Шага» и «Свидетель обвинения». Пьесу «Северный ветер» Рената написала сама. За месяц. А потом, сидя в режиссерском кресле, дописывала диалоги актерам — Софье Эрнст, Кириллу Трубецкому, Надежде Калигановой, Павлу Ворожцову, Евгению Перевалову, Римме Коростылевой и Марие Фоминой. Сама Рената называет их ансамблем. Многих открыл ей «геолог талантов» Константин Богомолов. Он и сам собирался сыграть роль в «Северном ветре», но график не позволил.

В спектакле одна большая и шумная семья празднует Новый год, причем сразу несколько праздников сменяют друг друга на сцене. На столах черные скатерти, среди бокалов из цветного хрусталя уютно устроилось чучело хорька. Кажется, это тот самый хорек, что снимался с Ренатой в «Последней сказке Риты» — ее последнем полном метре, музыку к которому написала Земфира. «Пожизненный соратник» Ренаты Муратовны работала с ней и над этой театральной постановкой. Зловещие завывания северного ветра, трагичные минорные предвестники перемен и леденящие душу переходы из прошлого в будущее и обратно, даже кусочек праздничной оперы — ее работа. Костюмы сделал другой близкий друг Литвиновой — Георгий Рубчинский, как ласково называет его Рената. Старость у Рубчинского одета в черный бархат, молодости полагаются бомберы и спортивные треники, отверженной любви — портупея. За эпоху на сцене отвечают четыре широкоплечих пиджака. За моду — экстравагантная Лотта, которая списана с Лотты Волковой, верной сподвижницы креативного директора Balenciaga Демны Гвасалиа.

С подобными аллюзиями Рената играет умело, тонко шутит про популярный детокс и любовь к пластическим хирургам, добавляет немного мифов о красоте (одна из героинь отказывает себе в водных процедурах, чтобы не смыть самое полезное — вроде бы шутка стара как мир, а как заходит). Смерть в исполнении Литвиновой выходит на сцену в костюме с мужского плеча и с голливудской укладкой. Этот образ Литвинова использовала в фильме, который снимала для показа Гоши на Pitti Uomo. Лишь однажды во время постановки она сменит огромный пиджак и брюки на сверкающее черное платье — для образа оперной певицы, которая на очередной Новый год исполнит арию Cеверного ветра.

Гоша Рубчинский и Рената Литвинова

Земфира и Рената Литвинова

В центре повествования — советская семья, бриллианты которой закопаны в сундуке в саду (к сожалению, этот сейф невозможно открыть, так как замок замерз — время года неподходящее). На Новый год Маргарита, тайно ожидающая 49 лет любовь всей своей жизни, воспользовавшись своими связями, выторговала дополнительный час в сутках — поэтому они стареют чуть быстрее остальных. В этот же злополучный час и умирают герои один за другим. Кто-то в попытке повторить конкурс фокусницы, съев хрустальный бокал, кто-то решив покончить с собой в этот светлый праздник. Во всех смыслах действие напоминает безумное чаепитие из «Алисы в Стране чудес».

В каждом случае Рената подает смерть невероятно красиво — останавливает время и неспеша уводит героя в Зазеркалье, откуда сама и появляется. Сама семья отмечает Новый год то в году 1958-м, то в 2008-м, а дальше уже и не разобрать. Одно ясно — время бежит. И одно неизменно — каждый год находится место любви и трагедии. Каждый год посвящен одному герою. Первой Смерть забирает невесту Бенедикта, стюардессу, влюбленную, как и сама Рената, в небо и самолеты, и он от горя женится на ее сестре-близняшке. Затем Лотту. Вечную Алису, которую оберегает ее Тень. Сестру Бенедикта, постоянно жующую и планирующую летом очищение, Аду. Жену Бенедикта. И, наконец, красавицу Маргариту. Каждому жизнь отмерила срок, каждому подарила любовь, каждому Рената дала свою историю. И все вместе их переплела в чудесном и мистическом клубке небывалой красоты.

Конечно, на сцене много черного — элегантного и совсем в ее исполнении не мрачного цвета. Конечно, много таинственных отсылок — Маргарита на протяжении всей постановки каждый год отвечает томным голосом по телефону словами: «Это не штаб», — сама Рената телефонирует по загадочному прибору на тот свет, где общается позывными и кодами, прах Марианны превращается в серебристые звездочки, а время просто сбилось с пути, и всегда, всегда дует северный ветер. И этот ветер «валит с ног».