«Пикассо и Майя: отец и дочь» — история особенных отношений

В день рождения основателя кубизма вспоминаем непростые отношения гения и его первой дочери.
Выставка «Пикассо и Майя отец и дочь» пройдет в галерее Гагосяна в Париже

Майя и Пикассо в Ницце, 1955. Кадр из фильма «Тайна Пикассо»

Старшая дочь Пикассо — Майя — сегодня одна из самых богатых наследниц мира искусства. После смерти художника в 1973 году она стала одной из троих его детей, унаследовавших 45 тысяч работ, $4,5 миллиона наличными и $1,3 миллиона золотом.

В 1927 году, выходя из метро у Лафайет, 45-летний Пикассо встретил 17-летнюю Мари-Терезу Вольтер, девушку из буржуазной семьи, что жила в пригороде Мезон-Альфор. Как он потом рассказывал, красота Мари буквально сбила его с ног. Пикассо уже был известным художником, охотился за женщинами и поспешил за Вольтер, чтобы пригласить позировать ему: «У вас интересное лицо. Я — Пикассо». Девушка понятия не имела, кто он такой, но поддалась обаянию. В то время Пикассо был женат на русской балерине Ольге Хохловой, но между ним и Мари начался пламенный роман, который продлился четырнадцать лет. Мари вдохновила Пикассо на многие знаменитые работы (к примеру, три образа из «Герники» были списаны с нее) и подарила ему дочь, которая родилась 5 сентября 1935 года. Девочку назвали Майя де ла Консепсьон — в честь сестры художника, которая умерла от дифтерии, когда ему было четырнадцать.

«Майя в красном фартуке», Пабло Пикассо, 1938

Дочь Майи, 43-летняя Диана Видмайер-Пикассо, курирует выставки современного искусства. В 2011 году в галерее Гагосяна в Париже она представила выставку, посвященную Пикассо и Мари Вольтер. В 2017-м там же собрала экспозицию, посвященную дедушке и своей матери.

Пикассо не вел с Мари-Терезой семейную жизнь, но был удивительно любящим отцом. Увлеченный творчеством и новыми романами, он виделся с Майей дважды в неделю, а с тех пор, как ей исполнилось 20, и эти встречи прекратились. Однако до десяти лет Майя была его главной музой и неизменно появлялась в работах и рисунках: «Если присмотреться, можно увидеть всю нежность, с которой Пикассо описывал Майю. Это удивительно, особенно для такого монстра, как он, — говорит Диана Видмайер в интервью Another Magazine. — Вторая жена Жаклин Рок фактически держала его в заточении. Мама не видела его несколько лет. И сегодня его работы будто воскрешают воспоминания. Они как биография, дневник, который он вел для своего ребенка — в них то, о чем он думал. Это был его способ рассказать о жизни. В 1996 году Майя вспоминала: "Все без исключения картины Пикассо невероятно правдивы. Здесь все — моя детская одежда, прическа, даже игрушки. Картины стали буквальным воплощением беззаботного времени, но скрывали в себе несколько смыслов".

Пабло Пикассо с дочерью Майей (слева), второй женой Жаклин и дочерью Кэтрин, Канны, 1955

На картинах Пикассо Майя становилась свидетельницей времени, в которое родилась. Я думаю, это отражает родительский долг в его понимании, когда вдруг задаешься вопросом о будущем твоего ребенка. На выставке есть очень сильные работы 1937 года. Это был год, когда он нарисовал "Гернику", когда ему приходилось раз за разом делать выбор, определяющий дальнейшую жизнь. Он решил жить в оккупационном Париже. На фоне исторических событий изображен невинный и счастливый ребенок. Этот контраст привнес невероятное напряжение во многие его работы.

В кубистском портрете "Майя с куклой" 1938 года Пикассо изобразил маленькую девочку со взглядом 60-летнего человека. Он был очень сильным портретистом и схватывал самую суть с первого взгляда. Мама говорила, что будучи маленькой девочкой, она сперва смутилась, увидев этот портрет, но потом вдруг поняла, что он изобразил ее душу. У него был тяжелый взгляд, под ним каждый чувствовал себя обнаженным. Забавная история вышла с Гертрудой Штейн. Увидев свой портрет его кисти, она сказала: "Совсем на меня не похоже", — а моя мать ответила: "Да, но вы его полюбите". И она полюбила».

«Майя с куклой», Пабло Пикассо, 1938

«Женщина в красном берете с помпоном», Пабло Пикассо, 1937

Пикассо со своими детьми Маей, Клодом и Паломой на пляже, Гольф Жуан Валлорис, 1953

«Портрет Майи в профиль», Пабло Пикассо, 1943

Фото: Succession Picasso