Наши люди в Голливуде: Претенденты на «Золотой глобус» по версии Александра Роднянского

Перед отъездом на авторитетную американскую премию в Лос-Анджелес российский продюсер рассказал о шансах своей «Нелюбви» и других картин.
Главные претенденты на «Золотой глобус» 2018 по версии Александра Роднянского

Лучший фильм на иностранном языке

По понятной причине решил начать свой рассказ с этой категории. Все пять претендентов в этом году сильные. Как всегда – на «Золотом глобусе» слабых картин не бывает. Но я не верю в победу Анджелины Джоли и ее картины «Первым они убили моего отца». Эмоциональная, рассказывающая о кампучийском геноциде, вызывающая большое уважение к автору и его гражданской позиции картина, но уж очень она предсказуема и понятна с первой минуты. Мне кажется, включение этого фильма в число номинантов – достаточное признание со стороны Голливудской ассоциации иностранной прессы. Высоки шансы, на мой взгляд, немецкого фильма «На пределе» Фатиха Акина и «Нелюбви» Андрея Звягинцева – эти картины считают художественно более совершенными, чем работу Джоли.

Члены жюри «Золотого глобуса» – журналисты, они регулярно публикуют рецензии, так что о возможных результатах их голосования можно судить по их отношению к тем или иным фильмам. «На пределе» – мощная картина из каннского конкурса одного из лучших немецких режиссёров Фатиха Акина, с первой в жизни ролью голливудской звезды Дианы Крюгер, сыгранной на родном немецком. История женщины, теряющей в уличном теракте мужа и четырёхлетнего ребёнка. У «Нелюбви» много поклонников, но есть сильный недостаток под названием «предыдущая победа». Голливудская пресса исторически – я специально смотрел статистику «Глобусов» – не любит давать приз одному и тому же режиссеру, а «Левиафан» Звягинцева, напомню, выиграл статуэтку в 2015-м. Да, были исключения – последним по времени двукратным лауреатом стал Михаэль Ханеке, к слову, за фильм «Любовь». Предыдущей его победой была мною очень любимая «Белая лента».

Я не думаю, что у шведской картины «Квадрат» на «Глобусе», в частности, и в Америке вообще такие же сильные позиции, как в Европе. Это очень европейский фильм, далеко не во всем созвучный настроению живущих в Штатах. Здесь он не резонирует с жизненным опытом американцев, как это происходит в Старом Свете, в особенности в странах Северной Европы. «Квадрат» – очень современная картина, пронизанная толерантным чувством вины перед теми, кто приезжает в Европу строить новую жизнь, фильм с ироничным взглядом на самих себя, что вызывает уважение. Но все это, на мой взгляд, далеко от американского зрителя. Поэтому полагаю, что сражаться за премию в этой номинации будут «На пределе», «Нелюбовь» и «Фантастическая женщина». Последний – чилийский фильм режиссера Себастьяна Лелио о трансгендере – очень любопытная и актуальная история, уже получившая приз в Берлине и имеющая большой прокатный потенциал.

Кадр из фильма «Нелюбовь»

Кадр из фильма «На пределе»

Кадр из фильма «На пределе»

Лучшая актриса в драматическом фильме

На мой взгляд, это Фрэнсис МакДорманд. Я не вижу иных вариантов, и на «Оскаре» она, думаю, тоже будет в числе фавориток. МакДорманд сыграла в фильме Мартина Макдонаха «Три билборда на границе Эббинга, штат Миссури» – это, кстати, мой любимый фильм 2017-го. Я уже смотрел его раза три и готов смотреть еще и еще. Не думаю, что даже исключительная по обаянию и актерскому мастерству роль Салли Хокинс в фильме Гильермо дель Торо «Форма воды» в состоянии победить образ, созданный МакДорманд. Она играет крепкую немолодую женщину, тяжело переживающую убийство дочери и в одиночку пытающуюся воевать с полицией своего города, требуя расследования, поимки и наказания для убийцы. Важно, что выход этого фильма совпадает с всплеском общественных настроений в отношении гендерной революции, с громким требованием кардинальных перемен роли женщины в американском обществе. «Три билборда» – никоим образом не жанровая картина, не экшн, к примеру, и даже не привычный многим триллер. Это настоящая драма. Но тем не менее Фрэнсис – бескомпромиссный мститель, жесткий, последовательный. Роли такого плана в американском кино всегда отводились мужчинам. МакДорманд, жена одного из лучших режиссеров Америки Джоэла Коэна, сыграла ее превосходно. У нее уже есть номинация на «Глобус» за роль в сериале «Что знает Оливия», теперь она снова показала невероятный актерский талант.

Кадр из фильма «Три билборда за пределами Эббинга, штат Миссури»

Лучший актер в драматическом фильме

Здесь все не так предсказуемо. Кажется, может победить очень юный артист, двадцатиоднолетний Тимоти Шаламе, сыгравший главную роль в фильме «Назови меня своим именем». Этот исключительной красоты молодой человек играет юношу, персонажа моложе себя, который влюбляется в мужчину не менее редкой привлекательности (его играет Арми Хаммер). Ничего, кроме первого чувства молодого человека, кроме химии взглядов и умолчаний, возникающей между главными героями, в картине нет – так и должно быть и всегда бывает в хорошем кино. Эта картина не должна пугать людей, которые избегают политкорректных ЛГБТ-фильмов, – в ней нет ни откровенных сцен, ни политических заявлений. Лишь магия кино и атмосфера итальянского лета, так способствующая пробуждению чувств. В российский прокат «Назови меня своим именем», конечно же, не выходит.

Составить конкуренцию Шаламе может мой любимый актер, лучше которого, позволю себе дерзкое заявление, никто ещё не рождался, – Даниэль Дей Льюис. Роль в фильме «Призрачная нить» – одна из его самых сильных. Но у него не бывало и средних, не то чтобы слабых. К тому же эту роль Дей Льюис назвал своей последней, что может принести ему награду и на «Глобусе», и точно на «Оскаре». Фильм снял самый яркий режиссер независимого авторского кино Америки Пол Томас Андерсон.

«Призрачная нить» рассказывает о кутюрье британской королевской семьи середины двадцатого века. Тоже история любви, но иная – пятидесятилетний одинокий художник моды замечает нечто особенное в молодой немецкой официантке. Но весь уклад его жизни не предполагает появления женщины рядом...

Кадр из фильма «Назови меня своим именем»

Кадр из фильма «Призрачная нить»

Лучшая режиссура

В этой номинации явно лидируют три блистательных профессионала. Во-первых, великий Кристофер Нолан с «Дюнкерком». Несмотря на бюджет блокбастера и на тот факт, что произвела и выпустила фильм компания Warner Brothers, масштабное полотно о Дюнкеркской операции в ходе Второй мировой войны представляет из себя бескомпромиссно авторское произведение с временными сдвигами в повествовании, вольной манерой перемещения внимания зрителя на разные фрагменты происходящих в картине событий, это радикальное художественное высказывание, практически лишенное нарратива и, что невероятно для большого голливудского фильма, главного героя. Этим фильм вызывает у многих из тех зрителей, кто привык к популярному жанровому кино, вопросы или даже недоумение. У наших же зрителей по поводу «Дюнкерка» вообще много сомнений – это история не привычной для нашего кино победы, не свершения, не преодоления, а скорее история отчаянной, хаотичной, задыхающейся борьбы за выживание... Само это выживание и есть победа. В нашей же, воспитанной десятилетиями, системе координат главное – победить, через «не хочу» и «не могу», через немыслимые муки и тонны пролитого пота, для нас война и победа расположены вплотную к друг другу. «Дюнкерк» – не наш взгляд на мир, на войну, на подвиг. Этим и интересен.

Другой претендент на приз за режиссуру – Гильермо дель Торо с фильмом «Форма воды». Вызывает восторг его пассионарная энергия, его визионерство, его преданность кино, его детская привязанность тому, что он любит всю жизнь и что из самого детства проносит как замысел, как мечту. Он остается идеалистом и по-прежнему влюблён в чудовищ. Неслучайно в его фильмах, несмотря на наличие призраков, вампиров и самого дьявола, самые страшные персонажи – это люди, а главный враг – человеческие предрассудки. Вот и в «Форме воды» цээрушники и кагебешники начала 60-х прошлого века охотятся на беззащитного человека-амфибию, а защищает его уборщица, немая Элайза, сыгранная замечательной британской актрисой и клоунессой Салли Хокинс.

Естественно, высоки шансы на победу и режиссера «Трех билбордов на границе Эббинга, штат Миссури» Мартина Макдонаха. Однако мне кажется, что биться за статуэтку будут Нолан и дель Торо. Я бы проголосовал за последнего.

Кадр из фильма «Дюнкерк»

Кадр из фильма «Форма воды»

Лучший фильм – комедия или мюзикл

Как известно, на «Глобусе» есть две номинации: лучшая драма и лучшая комедия. В свое время организаторы премии разделили фильмы по этому принципу, чтобы дать возможность большему количеству картин быть замеченными и отмеченными. С тех пор номинация «комедия и мюзикл» включает в себя самые разные жанры. Например, «Прочь» – это классический хоррор, но он представлен именно в этой номинации. Как и «Леди Берд» – на мой взгляд, абсолютная драма. Драма и то, что в российском прокате назвали «Ледяная стерва» – фильм I Tonya, история фигуристки Тони Хардинг.

В этой номинации, как мне кажется, развернется конкуренция между полюбившейся многим критикам картиной «Прочь» и «Леди Берд». «Прочь» удивила всех, потому что малобюджетный четырехмиллионный фильм с черным героем собрал в мире феноменальные двести пятьдесят миллионов. Но дело даже не в кассовых сборах, а в том, что это хоррор, неожиданно и остроумно обыгрывающий расовые проблемы в мире богатых белых американских пригородов, и этот мир описан хладнокровно и точно.

«Лэди Берд» Греты Гервиг уже на данном этапе имеет на сайте Rotten Tomatoes статус «the best reviewed film», то есть фильма с самыми высокими оценками в истории сайта, который агрегирует оценки зрителей и прессы. Должен признаться, мне Lady Bird категорически не понравился. Но видимо, он очень резонирует с жизненным опытом американцев. Это история выпускницы школы, которую блистательно, надо отдать ей должное, сыграла Сирша Ронан. Последний класс, сложные отношения с мамой, страстное желание вырваться из ненавидимого ею, но в то же время обожаемого Сакраменто куда угодно, но лучше, конечно, в Нью-Йорк. Денег на частную школу нет – героиня учится в бесплатной католической, где девочек воспитывают исповедями и проповедями. Это фильм о low middle class, живущем где-то на окраинах относительно благополучных районов. Девочка хочет богатых успешных друзей, стесняется близких, спорит с мамой, сочувствует безработному папе, пытается лишиться девственности – короче, она хочет повзрослеть и зажить своей жизнью. Происходит это, действительно, смешно, эти сцены и дали повод включить «Лэди Берд» в категорию комедий.

Кадр из фильма «Прочь»

Кадр из фильма «Леди Берд»

Лучший фильм – драма

В этой номинации в этом году скрыта самая большая интрига. Среди претендентов развернется серьезнейшая конкуренция. Во-первых, представлены «Три билборда». Во-вторых, «Секретное досье» Спилберга. Это история издательницы Washington Post Кэтрин Грэхэм (ее играет Мэрил Стрип) и главного редактора Бена Брэдли в исполнении Тома Хэнкса. Они в Голливуде люди не самые последние, заслуженно любимые, плюс режиссёр-классик – Стивен Спилберг, плюс актуально звучащая политика – фильм основан на реальной истории противостояния газеты The Washington Post Белому дому. Все сделано, как всегда у Спилберга, очень качественно, очень талантливо и очень академично.

Затем упомянутая выше «Назови меня своим именем» – один из самых любимых зрителями фильмов года. Его снял итальянский режиссер Лука Гуаданьино. После очевидного успеха этого фильма Гуаданьино востребован невероятно, ему предлагают снимать все студии.

А еще есть и «Дюнкерк» Нолана, и «Форма воды» дель Торо. Ну и как тут выбрать? Практически невозможно. Любой из этих фильмов может победить, но мне кажется, приз возьмут «Три билборда». Мартин Макдонах – выдающийся драматург, он и работал в театре до того, как начал снимать фильмы. Его дебют в качестве режиссера полнометражного кино случился десять лет назад – ленту «Залечь на дно в Брюгге» в России многие любят. Потом в его биографии был еще один успешный фильм – «Семь психопатов».

«Три билборда» вызывают абсолютное восхищение умением из очень заурядной ситуации, из «простых» и не вызывающих особого интереса людей высечь искру подлинной трагедии. В этом фильме все очень неожиданно разворачивается, персонажи по ходу действия меняются радикально, отношение к ним зрителей – тоже... Глубокая и тонкая картина – во внешне заурядных персонажах бушуют подлинные сложные страсти. Это и восхищает: одно дело, когда шекспировские страсти бушуют в исторических драмах про королей, а другое – когда в хронике жизни простых американцев из Эббинга, штат Миссури.

Кадр из фильма «Секретное досье»

Фото: архив Tatler