1. Главная
  2. Мода
Мода

Как одевалась и каких дизайнеров вдохновляла великая Майя Плисецкая

20 ноября 2020 года Майе Михайловне могло бы исполниться 95 лет. Исследователь моды Тим Ильясов написал для Tatler о стиле легендарной балерины.
реклама
20 Ноября 2020

Признаюсь, писать о стиле Майи Плисецкой я боялся. Невероятная величина, сложный, многогранный образ, уникальная личность, — я просто не знал, как подступиться. К счастью, на помощь пришли воспоминания самой Майи Михайловны, книга Ольги Хорошиловой «Мода и гении», сотрудники Театрального музея Бахрушина и историк моды Александр Васильев, любезно согласившийся поговорить со мной о нашей героине. Васильев хорошо знал Майю Михайловну, они познакомились в начале 80-х в Париже, общались, вместе совершали покупки.

Стиль вопреки

В интервью Владимиру Познеру Майя Михайловна призналась: «Я импровизирую, танцую не заученно». Этот принцип распространялся на многие сферы ее жизни. Незаученность, индивидуальность, импровизация, свобода проявлялись и в стиле Плисецкой. Как все визионеры, она опережала моду: одевалась в модернистском духе, пока другие балерины носили меха и кружева, не пыталась выглядеть «русской» или «советской», ведь она принадлежала всему миру. Плисецкая нередко повторяла: «Я любила танцевать, а не работать». Естественность была у нее во всем — в танце, в манерах, в образах.

Майя Михайловна была, пожалуй, главным образцом для подражания у советских модниц. Еще до гастролей на Западе она умудрялась выглядеть невероятно стильно. Первая поездка в несоциалистическую страну случилась в 1954 году. Это была Индия. Там Плисецкая накупила шелковых тканей и потом еще несколько лет шила из них платья в мастерских Большого, — швеи нарушали правила театра, но шли навстречу. Одеваться модно тогда было и сложно, и опасно. Нередко Майя Михайловна пользовалась услугами легендарной московской фарцовщицы Клары — за такое вполне могли выгнать из театра. В 1958-м балерина стала объектом внимания в классе: на Майе был нейлоновый купальник вместо привычного (и не слишком удобного) хитончика. Купила его она как раз у фарцовщицы. Так, Плисецкая первая среди советских балерин начала заниматься в купальнике. Вещи у Клары стоили безумных денег. «Диета помогает одеваться», — говорила Плисецкая. Она экономила на еде, но никогда — на стиле. Ее элегантность раздражала многих, даже тех, кто был на самом верху. «Слишком вы красиво одеты. Богато живете?» — спросил как-то Майю Михайловну Никита Хрущев на одном из приемов. Между тем жила она тогда прилично, но совсем не богато. Одну единственную шубу ремонтировала так часто, что мастер из Большого театра уже отказывался ее брать. «Элегантность давалась кровью», — вспоминала балерина.

Майя Плисецкая и Николай Фадеечев

Майя Плисецкая и Николай Фадеечев

реклама

Советский подиум

В 1969 году в новогоднем «Голубом огоньке» показали модное дефиле. «Моды 1970 года» демонстрировала народная артистка СССР Майя Плисецкая. Это было шоу недостижимой мечты советской модницы: блестящие высокие сапоги и короткий плащ из фловерлака, расшитые пайетками мини-платья, алый костюм, бушлат, цепи на водолазке, кейп, шляпы… и костюм Chanel. Костюм Chanel на советском теле-дефиле? Как и большинство показанных вещей, он принадлежал лично Плисецкой, причем сшит был за восемь лет до этого события, то есть остромодным в 1970 году, мягко говоря, не был. Конечно, дикторы центрального телевидения не стали рассказывать, что образы на подиуме созданы не в советских моделирующих организациях, а взяты из гардероба балерины. И о том, что подготовлены они были не специально к сезону 1970 года, а создавались в течение всего предыдущего десятилетия разными западными дизайнерами, они тоже умолчали. То была скорее демонстрация стиля Плисецкой, чем новых мод, но для советских телезрительниц показ все равно выглядел чудом. Стоит отметить, что стиль 70-х Плисецкая, видимо, в принципе не очень любила. Ее образ был модернистским, и потому она стала идеальной моделью для вещей 1960-х, а потом сразу 1980-х годов.

Костюм Chanel

В 1961 году Плисецкую впервые выпустили в Париж, где c Майей Михайловной встретился Серж Лифарь. Танцовщик «Русских сезонов», хореограф и последний фаворит Дягилева очень хотел ставить в СССР — для этого и обхаживал Плисецкую. У Лифаря был припасен козырь в рукаве — дружба с Габриэль Шанель. Козырь был существенным, ибо Шанель не дружила практически ни с кем, мало кого допускала в свой личный круг и в целом была дамой довольно сурового характера. Лифарь пригласил Майю в бутик Коко. «Нас встретила очень худая, подтянутая женщина с пронизывающими глазами, — рассказывала Майя Михайловна об этом знакомстве в одном из интервью. — Она была увешана поддельными драгоценностями (имеется в виду бижутерия,прим. Tatler), на ней были большие клипсы. Она сразу повела нас в комнату, где устроила показ… Девочки-модели стояли по стойке смирно, трепетали перед Шанель». Великой мадемуазель что-то не нравилось, она решила показать сама, как нужно демонстрировать свои жакеты, а после предложила Плисецкой примерить костюм. «Я его надела и прошлась, причем старалась делать, как она. Шанель сказала: "Браво!"» Майя Михайловна получила белый шелковый костюм (жакет и короткое платье) в подарок. К жакету были пришиты золотые пуговицы со львом. Да, сейчас на пуговицах Chanel красуется логотип из двух «С», но при самой Габриэль фурнитура украшалась львом. Коко родилась под этим знаком Зодиака и часто обращалась к нему в коллекциях.

Vogue

В 1966 году Плисецкая гастролировала по США. Главные журналы о моде вступили в битву за возможность запечатлеть звезду балета на своих страницах. Разумеется, победу одержал Vogue. Это был третий приезд Майи Михайловны в Нью-Йорк, то есть до этого она уже появлялась на страницах глянцевых изданий. Но съемка 1966 года была уникальной — сошлись две звезды, Ричард Аведон и Майя Плисецкой. Фотограф попросил ее танцевать на площадке. Израсходовав сотни метров пленки, он таки смог ухватить суть ее движений, — эта съемка вошла в историю модной фотографии. Помимо Аведона, Плисецкую в разное время запечатлевали и другие великие фотографы: Сесил Битон, Ирвин Пенн и Беттина Реймс.

Карден

Новое тысячелетие Майя Плисецкая встречала в особенном платье, оно так и называлось — «Платье XXI века». Создал его, конечно, Пьер Карден. Их дружба и совместное творчество длились 45 лет.

Плисецкая и Карден встретились в 1971 году, их познакомила Надя Леже («Красная Надя» сотрудничала с дизайнером, разрабатывала для него эскизы аксессуаров). После выступления Плисецкая и Карден сидели в лобби отеля и беседовали. Через переводчика Майя Михайловна попросила совета, в чем пойти на прием в Париже, что будет прилично. Пьер отшутился и, отойдя, позвонил ассистенту. Через час Плисецкая уже примеряла свое первое платье Pierre Cardin. На том приеме ее образ произвел фурор. Так и завязалась дружба. С 1971 года Плисецкая одевалась практически исключительно в вещи Кардена.

«Карден создал для Плисецкой модель платья-туники прямого кроя в разных цветах и с разным декором. Майя Михайловна носила эти платья в основном с узкими брюками. Несмотря на то, что модель одна и та же, все эти платья очень по-разному декорированы: одно украшено яркими кругами, другое отделано вышивкой, третье — перьями по подолу. Несколько хранятся у нас в коллекции», — рассказала Анна Закурдаева, заведующая отделом мемориально-вещевого фонда музея Бахрушина.

Сотрудничество Кардена и Плисецкой быстро вышло за рамки ее светского гардероба. Уже в 1972 году дизайнер создал костюмы для балета «Анна Каренина», вот только имени его на афише не было… Впрочем, это было не главное. Главное то, что его муза блистала. Теперь эти костюмы хранятся в музее Бахрушина. Майя Михайловна сама передала их в фонды как историческую ценность. «Костюмы из фильма-балета "Анна Каренина" от Пьера Кардена у нас представлены практически полностью. Она активно участвовала в создании образов, это было сотворчество дизайнера и его музы. В костюмах важно было, с одной стороны, соблюсти образ XIX века, с другой, сделать их максимально удобными для танца и, наконец, ввести в контекст актуальной моды», — отмечает Закурдаева.

Потом был фильм-балет по мотивам «Вешних вод» Тургенева. Плисецкая была поражена знаниями Кардена, которые касались не только русской литературы, но и русской моды тургеневской эпохи. Дальше — больше. В 1980 году дизайнер сделал костюмы для балета «Чайка», в 1985-м вышла «Дама с собачкой», наконец, в 1998 году Карден и Плисецкая дали невероятное шоу в Москве «Мода и танец». Этот невиданный по масштабу проект объединял разные виды хореографии — от классического балета до контемпорари, — плюс кино и дефиле. И над всем этим властвовала Майя Михайловна.

Майя Плисецкая и Пьер Карден

Майя Плисецкая и Пьер Карден

«Бандит»

Плисецкая была очень последовательна в своих привязанностях: если находила что-то свое, то уже никогда не расставалась. Это касалось не только одежды, но и духов. Аромат Bandit был создан парфюмером Жерменой Селлье для кутюрного Дома Robert Piguet в 1944 году, сразу после освобождения Парижа от нацистов. Плисецкой парфюм подарили Эльза Триоле и Лиля Брик. «...Он так ей созвучен: острый, свежий, резковатый, шипровый, с нотками цветов и ароматом кожи, классика и авангард в одном флаконе», — пишет Ольга Хорошилова в книге «Мода и гении». Плисецкая регулярно заказывала любимые духи из Парижа, а когда они были сняты с производства, специально для нее воссоздали небольшую партию.

Сен-Лоран

Ив Сен-Лоран мог бы стать еще одним героем в рассказе о стиле Майи Плисецкой, но он создал для нее лишь один образ, зато навсегда вошедший в историю балета — костюм для «Гибели Розы» Ролана Пети. Анна Закурдаева рассказывает, что он попал в руки мастериц Большого театра, они поражались, как можно было сделать танцевальный костюм без жесткого каркаса, при этом с таким вниманием к качеству и нюансам обработки. Созданная в парижской мастерской Варвары Каринской (Ив Сен-Лоран сделал эскиз и отдал его в мастерскую, специализирующуюся на танцевальной одежде), эта туника сильно повлияла на технологии производства костюма для танца в России.

Увы, после этого сотрудничество Сен-Лорана и Плисецкой не продолжилось. Лиля Брик их познакомила, и она же их рассорила. С возрастом Брик стала более резкой и однажды в порыве наговорила Плисецкой неприятных слов. Так их дружба распалась, и Брик из ревности увела за собой из жизни Майи и многих общих друзей. Александр Васильев рассказывает, что она позвонила Иву Сен-Лорану и сказала, что дружить с Плисецкой совершенно не модно. Между музой Маяковского и великой балериной Ив выбрал первую. К тому же, может быть, он и хотел бы одевать Майю, но ее образ уже принадлежал Кардену.

Александр Годунов и Майя Плисецкая, балет «Гибель розы»

Александр Годунов и Майя Плисецкая, балет «Гибель розы»

Майя Плисецкая и Ив Сен-Лоран

Майя Плисецкая и Ив Сен-Лоран

Не только Карден

Несомненно Пьер Карден был главным дизайнером в жизни Плисецкой — с 1971 года большая часть ее вещей принадлежала его авторству. Однако в гардеробе Майи Михайловны — как в светском, так и в сценическом — были вещи и других дизайнеров. Василий Катанян, например, запомнил ее в эффектном шелковом платье Lanvin. Несколько нарядов для Плисецкой создала знаменитая княгиня Ирен Голицына, творившая высокую моду в Риме и придумавшая, кстати, брюки-палаццо. Среди российских дизайнеров Плисецкая выделяла Татьяну Парфенову. Майя Михайловна познакомилась с ее творчеством еще в девяностых и после первого же визита заказала у Парфеновой несколько вещей.

Шопинг

Плисецкая не устраивала разгульные путешествия по всем магазинам Парижа — у нее был один излюбленный маршрут, которому она не изменяла. Бутик Кардена, разумеется, она посещала в первую очередь. У Плисецкой был «открытый кредит» — она отбирала вещи, которые ей нравились, и Карден дарил их своей музе. К выбору вещей балерина подходила очень ответственно — в бутик Pierre Cardin Майя Михайловна даже брала своего мужа Родиона Щедрина. Он терпеливо оценивал каждый выход.

Потом обувные магазины. Туфли занимали особое место в гардеробе Плисецкой. «У нее лежали в коробках десятки ни разу не надетых пар. Если говорить об обуви, то Плисецкая, конечно, была шопоголиком и фанаткой», — отмечает Александр Васильев. При этом у Майи с детства были трудности с обувью — из-за особенности строения стопы с отстающим мизинцем и специфическим подъемом. В Бахрушинском музее хранятся ее детские ботиночки, протертые по краям. Позже она стала специальным образом подрезать пуанты, а в туфли вкладывать вату. Больше всего ей подходила колодка Casadei. Небольшое отступление: Майя Михайловна была известна широкими жестами. Однажды она, впечатленная выступлением молодой танцовщицы Сильви Гиллем, сняла свои бриллиантовые серьги (подаренные когда-то Лилей Брик) и преподнесла их растерянной девушке. Зато когда дело доходило до покупок, она проявляла невероятную рачительность. Александр Васильев вспоминает, что как-то сопровождал Майю Михайловну во время шопинга — в одном из бутиков ей очень понравилась пара туфель, но цена была слишком высокой. «Майя Михайловна попросила меня помочь с переводом и сказать продавцам, кто покупательница. Я назвал имя гостьи, оно, разумеется, было известно менеджеру, и тот предложил знаменитой посетительнице скидку. "А, дают скидку! Сколько? 15 процентов? Прекрасно. А теперь скажи им, что я подарю свою фотографию", — ответила Плисецкая. Выторговали 25 процентов. "Хорошо, — говорит Майя Михайловна, — а теперь сообщи, что я подпишу эту фотографию". Скидка увеличилась еще на десять процентов, на что Плисецкая добавила: "Теперь скажи, что я подпишу эту фотографию специально для их магазина"». В итоге обувь была куплена за полцены.

После посещения обувных магазинов Плисецкая стремительно пробегалась по аксессуарам, нередко примеряла шляпки. У была небольшая коллекция головных уборов, но она часто сокрушалась, что в шляпах совершенно некуда ходить. «Какая шляпа в низком автомобиле? Вот раньше, в открытых экипажах, это было другое дело», — говорила Майя Михайловна.

Под занавес Плисецкая заходила… в эконом-магазин Tati на окраине Париже. Там можно было найти множество стильных вещей и косметику за очень маленькие деньги — она покупала их на подарки для земляков. В СССР любая импортная вещь казалась роскошной — разницы между брендами советские люди не понимали. А вот сама Плисецкая стеснялась пакетов Tati. Она не могла идти с ними по Парижу — статус не позволял. И поэтому она брала с собой в качестве компаньона Александра Васильева, которого заранее просила захватить с собой приличные сумки, чтобы замаскировать пакеты Tati, так как она живет в очень дорогом отеле.

Покупать вещи в России, даже когда бутиков стало много, Плисецкая не любила. Сергей Николаевич в очерке «Позолота на пальцах» описал, как накануне восьмидесятилетнего юбилея Майя Михайловна решила пройтись по новым московским магазинам, взяв его в компаньоны, однако очень быстро заторопилась домой. Московская роскошь образца 2005 года была ей чуждой. «... Мы почувствовали себя статистами, забредшими сюда из другого спектакля…» — писал Николаевич.

Александр Васильев и Майя Плисецкая

Александр Васильев и Майя Плисецкая

МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ ДОМА С МУЖЕМ, КОМПОЗИТОРОМ РОДИОНОМ ЩЕДРИНЫМ

МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ ДОМА С МУЖЕМ, КОМПОЗИТОРОМ РОДИОНОМ ЩЕДРИНЫМ

Память в вещах

Плисецкая трепетно относилась к моде, считая творения дизайнеров не меньшими шедеврами, чем работы живописцев, скульпторов, композиторов. Поэтому она позаботилась о сохранении этого наследия. Знаковые вещи из своего гардероба — платья Кардена и тот самый костюм Chanel — Майя Михайловна передала в коллекцию Александра Васильева, а сценические костюмы своих легендарных балетов «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой» и других — в Театральный музей Бахрушина. Кстати, в 2021 году там откроется масштабная выставка, посвященная Плисецкой. Будут показаны ее театральные костюмы и личные вещи, среди которых — незаконченный флакон духов Bandit, давно снятых с производства. Флакон, в котором заключен аромат, помнящий Эльзу Триоле и Лилю Брик, Коко Шанель и Пьера Кардена, «Кармен-сюиту» и «Гибель розы». Аромат, хранящий образ Майи Плисецкой.

Теги

Фото:Getty Images/ Архив пресс-служб/ Личный архив Александра Васильева/ Александр Становой/ТАСС, Василий Малышев/РИА Новости, AFP/East News, Legion-Media

Нашли ошибку? Сообщите нам

реклама
читайте также
TATLER рекомендует