Заняться телами: два новых фильма о людях из балета

Tatler
18 Мая 2017 в 12:30

Сергей ПолунинСергей Полунин

В российский прокат вышли сразу два фильма о русском балете: «Танцовщик» про самого скандального танцора современности Сергея Полунина, и «Большой», рассказывающий о закулисных интригах главного театра страны.

Документальную картину «Танцовщик» про мировую звезду Сергея Полунина Лондон и Нью-Йорк уже видели. У нас ее начали показывать 18 мая. Предупреждаем, это длинная, почти на полтора часа история. Очевидно, что режиссер Стивен Кантор влюбился в своего героя, да и вся команда чуть ли не в буквальном смысле пала ниц перед такими красотой и обаянием. Но мы же в мире балета, а в нем такие жесты кажутся абсолютно естественными — как арабеск или, скажем, аттитюд. К герою своего документального кино Кантор отнесся как к выдающемуся художественному образу. Некое­му, если угодно, Чайльд-Гарольду или даже, скорее, Печорину новейшего времени. В растрепанных кудрях, в сухом мартини за барной стойкой где-нибудь в доках отразились все преимущества и недостатки нашей суровой эпохи. В самом деле — Сергею двадцать семь лет, он знаменит, талантлив, востребован в высшей мере и любим поклонниками и поклонницами до сердечного скрежета, иногда хорошо слышного в близких к сцене ложах бену­а­ра. Но фильм видит другое: мучения, надлом, катарсис. Всю эту классику литературы, в жизни встречающуюся не чаще, чем натуральное масло какао в нынешних аптечных препаратах.

Кадры из Херсона, родного города артиста, и впрямь навевают тоску. Это такой Мариуполь из «Маленькой Веры», где жизнь заканчивается, не успев как следует начаться. Но мальчик занимается гимнастикой, хорошеет и растет. Цент­ральную роль в его жизни играет мама Галина. Она забирает сына с гимнастики и отправляет на танец. Отец и бабушка выезжают на унизительные заработки в Европу, чтобы оплачивать его обучение — сначала в Киеве, потом в Ричмонде, в школе Ковент-Гардена. Рассказ бабушки, дай ей Бог здоровья, о том, как она ненавидела работу сиделкой, — в числе самых сильных моментов фильма. В нем вообще много непроходных, жестких сцен. Разговор Полунина с мамой о разнице между доверием и контролем. Приятели, расписывающие ему, очевидно, нетрезвому, лицо. Заголовки газет, сплошь состоящие из «кокаина», «алкоголя» и прочих непрезентабельных слов. Что было дальше, хорошо известно: став в девятнадцать лет премьером Ковент-Гардена, в двадцать два Сергей в прямом смысле слова сбегает из театра. Только по его твиттеру можно понять: жив. От полной профессиональной деградации танцовщика спасает Игорь Зеленский (за что ему безмерно благодарны зрители московского «Стасика» и Новосибирского театра оперы и балета).

Наступает этап созидания. Полунин понимает всю важность своей профессии. Обретает новую любовь — балерину Наталью Осипову (она, увы, в фильме не участвует). Избавляется от груза прошлого. И «Танцовщик», задуманный как манифест расставания с ремеслом, становится гимном будущему. Завершается картина видео, которое уже все сто раз видели, — клипом на музыку ирландского певца ­Хозиера Take Me To Church, снятом знаменитым Дэвидом Лашапелем. В нем с большой фотографической точностью — Лашапель ведь в первую очередь фотограф — показано, до какой степени это тяжелый труд. Какая это мука — прийти в мир для того, чтобы провести жизнь у станка. И ни в каких дополнительных оправданиях Сергей, с его непростым характером, на наш взгляд, не нуждается.

Сергей ПолунинСергей Полунин

И вообще — неприлично режиссеру оценивать людей по прин­ципу «хороший — плохой». Валерий Тодоровский это понимал уже во времена фильма «Любовь». Поэтому его художественный фильм «Большой» про жизнь двух юных балерин берет за душу как надо. При том, что танцовщицы, которых он год выбирал посредством своих знаменитых многочасовых кастингов с разговорами, играть не умеют. Режиссер заставил их быть настоящими. Главную героиню — Маргариту Симонову — он, человек демократичный, пригласил через соцсеть «ВКонтакте». Она действительно танцует в Большом театре, только не Москвы, а Варшавы, где имеет статус «корифей». Но фильм-то снимался про московский храм под квадригой, что было сознательным испытанием ее честолюбия: «Сейчас я чувствую, что у меня с Большим отношения. Только в кино, но все равно».

Ее подругу играет москвичка Анна Исаева, которая, устав от балетной карьеры, сейчас преподает растяжку. В инстаграме вы легко отыщете ее по хештегу #будукруче. Тодоровский нашел способ вырастить из дочери фигуристов и жены IT-стартапера рублевскую, по сценарию, девочку с собственными амбициями: «Валерий Петрович за девять месяцев выносил и родил мою героиню, само олицетворение балетной сущности в человеке».

Они очень хороши, обе. Также как и их одноклассник Андрей Сорокин из телепроекта «Большой балет», по чьей красоте сохнут даже самые стойкие ценительницы Базилей и принцев Щелкунчиков. Но все это так, люди из жизни. На фоне их нарочито неяркой, как будто документальной биографии, случаются вспышки ослепительной актерской игры. Вот то ли понарошку, то искренне пьяный Александр Домогаров. Вот Алиса Фрейндлих говорит в Кремле экс-любовнику: «Люблю незлопамятных мужиков». Вот Николя Ле Риш, вышедший три года назад в отставку этуаль Paris Opera Ballet, которого там выпестовал Рудольф Нуреев. Вот умопомрачительная девочка Катя Самуйлина, гимнастка, с которой на премьере фильма в реальном Большом театре сфотографировалась сама Ирина Винер. Все это надо видеть сейчас, не дожидаясь телеверсии, на которую продюсер Антон Златопольский очень рассчитывает.

Танцовщицы Анна Исаева и Маргарита Симонова, сыгравшие главные роли в фильме «Большой»Танцовщицы Анна Исаева и Маргарита Симонова, сыгравшие главные роли в фильме «Большой»


Источник фото: Johan Persson, Илья Вартанян

Читайте также

Классное чтение

Закрыть

Вход

Забыли пароль?
У вас ещё нет логина на сайте Tatler? Зарегистрируйтесь